Насколько сложно и дорого биологическое оружие? Вариант похищения готовых опасных вирусов или бактерий – не рассматриваем. Оказывается, современные технологии позволяют их воссоздать, пользуясь лишь свободно продающимися материалами и оборудованием.
Сенсационную заметку, которая послужила для нас исходным материалом, написал техно-блоггер Пол Боутин (Paul Boutin), ссылаясь, в свою очередь, на работу генетика Роджера Брента (Roger Brent) из Калифорнийского института молекулярных наук (Molecular Sciences Institute — MSI), которую Брент выслал Боутину несколько месяцев назад.
Рассказывая всем о своём исследовании, Брент вовсе не намерен составлять пособие для начинающих террористов. Напротив, он хочет обратить внимание общества на важную вещь: сегодня технологии в генной инженерии достигли уже такого уровня, когда один толковый лаборант с толикой «правильных» ресурсов может изготовить биологическое оружие с гибельной мощью, не уступающей атомной бомбе.
Эта точка зрения расходится с заявлениями, звучавшими, скажем, в тех же США. Там многие считают, что для создания действительно эффективного биологического оружия террористам потребовалась бы очень большая команда специалистов и солидное финансирование, в общем — нечто вроде государственной научно-исследовательской лаборатории с государственной же денежной поддержкой.
Посему, мол, полагают многие политики и даже некоторые учёные, появление биологического оружия у террористов пусть и возможно, но маловероятно. Голливудские истории о похищении готовых смертельных материалов из секретных лабораторий мы сейчас вспоминать не будем.
Брент же утверждает, что искусственно сконструированную оспу или сибирскую язву, или, может, даже эболу, сейчас можно создать в простой лаборатории, используя свободно продающиеся исходные компоненты и, таким образом, не вызывая подозрений. И деньги-то потребуются, хотя большие, но вовсе не запредельные.
Получив статью, Боутин сам пришёл в гости к Бренту, говоря про себя: «Я бы в генетические хакеры пошёл, пусть меня научат». Биолог предложил ему начать с простого шага: «Набери „used DNA synthesizer“ в поисковике».
Ага. Предложений немало. Вот на одном сетевом аукционе ДНК-синтезатор ABI 394s идёт за $5 тысяч. В другом месте мы нашли модель ABI 3900 — за $43 тысячи. То ли аппарат куда серьёзнее, то ли более новый. Неважно. Важно, что можно с его помощью сделать.
Сначала, впрочем, закончим с деньгами. Аппаратура — это не самая большая статья расхода наших гипотетических генетических хакеров. ДНК-синтезаторы в чём-то сходны со струйными принтерами — они собирают генетическую последовательность из реактивов, содержащих основания ДНК. Таким образом, четыре вида нуклеотидов для такой машинки — это нечто вроде четырёх красок в картриджах.
Боутин пишет, что единственная пара оснований стоит примерно доллар, и чтобы собрать геном оспы, нужно закупить сырья на $200 тысяч. Что, впрочем, наверное, для террористических организаций вполне доступные деньги.
Далее следует добавить расходы на штат, помещение и прочее в том же духе. Брент, к примеру, оценивает такие затраты в пару миллионов долларов, и добавляет, что буквально на пустом месте оспу смог бы искусственно воссоздать сообразительный и грамотный биолог-аспирант с несколькими подручными. Без какой-либо потребности в украденных живых образцах.
Но как злоумышленник найдёт нужную ему генетическую последовательность? Конечно, на помощь опять придёт Интернет. Зная, куда пойти, тут можно найти на публичных ресурсах, заметим, весь нужный код, буковка за буковкой. Аденин за тимином, цитозин за гуанином.
Далее начинается биоинженерия. Пробирки, пипетки, химикалии… У одних микроорганизмов вырезаются фрагменты кода, на их место вставляются синтезированные последовательности. Некоторые из таких переделанных клеток начинают синтезировать нужные белки.
Кстати, когда мы говорим «вырезают», мы имеем в виду работу ферментов. А отнюдь не микрохирургию с ножницами наперевес. Так что особых сложностей тут не предвидится.
Интересно, что сейчас существует немало биотехнологических фирм, которые синтезируют генетические последовательности по заказу и высылают клиенту почтой. Ну, положим, нечто опасное они бы не стали изготовлять. Хотя, кто знает. Во всяком случае, возможность получить некоторые компоненты нужного кода от ничего не подозревающих «субподрядчиков» интригует.
В показательном опыте Боутин под руководством сотрудников Брента собственными руками заставил флуоресцировать обычные пивные дрожжи, «привив» им фрагмент кода медузы.
Изготовление вируса оспы, говорит биолог, конечно, было бы куда более сложным и долгим делом. Там есть ещё ряд тонкостей, на которых мы останавливаться не будем.
Но прогресс в биоинженерии и в её оборудовании оставляет пресловутый закон Мура для электроники далеко позади. Только почему-то об этом не говорят так часто и громко, как следовало бы.
Американский учёный Роб Карлсон (Rob Carlson), физик и биолог, работавший некоторое время с Брентом в MSI, прогнозирует, что примерно в течение десятилетия создание биологического оружия с нуля станет столь же лёгким и дешёвым как построение сайта.
То есть, Брентовские гипотетические «два миллиона», требуемые на такую работу, уменьшаются каждый день. Что дальше? Тут есть интересная историческая аналогия.
В Сети мы нашли историю о том, как два студента построили атомную бомбу. Ну, положим, не построили, а лишь спроектировали.
Правда, в создании атомной бомбы главная трудность – наработка обогащённого урана или получение достаточного количества плутония. Эту сторону авторы проекта не рассматривали.
Но, нужно заметить, даже проектирование реального «изделия» – задача нетривиальная, так как масса мелочей может привести к тому, что кустарная бомба не взорвётся. И всё же история эта очень показательна. Вот она вкратце.
В 1964 году Пентагон начал секретный проект Nth Country Project, призванный оценить вероятность того, что ядерный клуб будет расти угрожающими темпами, и какая-нибудь небольшая страна, не обладая особенно подготовленными специалистами и индустрией, смогла бы создать атомное оружие.
Для этого опыта Пентагон нанял двух студентов-физиков, имевших об атомном оружии лишь самые общие представления. «Я знал только то, что для взрыва нужно быстро соединить энное число кусков расщепляющегося материала тем или иным способом», — вспоминает один из участников проекта Дейв Добсон (Dave Dobson).
Небольшие познания подопытных в данной области авторы проекта проверяли заранее, не поясняя студентам при загадочных (для молодых людей) расспросах, зачем, собственно, их обо всём этом спрашивают.
Убедившись, что перед ними именно тот, кто нужен, руководители Nth Country Project объяснили отобранной паре, что им предлагается с нуля спроектировать атомную бомбу, со всеми возможными деталями и подробными инструкциями по всему технологическому циклу (начиная с получения «атомной взрывчатки»).
При этом они должны были пользоваться только публичными, открытыми для всех печатными источниками информации. И за молодыми людьми следили, чтобы они не могли консультироваться у кого-либо из специалистов в данной области.
Через два года Дейв и его напарник по эксперименту Боб Селден (Bob Selden) представили своим нанимателям солидный труд. По заключению экспертов, буквально следуя ему, можно было бы создать действительно работоспособную и довольно мощную атомную бомбу.
А ведь тогда ещё не было «всезнающего» Интернета.
http://www.membrana.ru
вот так за примерно 2 миллиона 250 тысяч можно биологическое оружие и это и правда не такие уж большие деньги для террористическоих организаций